Шалинка и басма у гагаузов

Невозможно представить гагаузку без головного убора — платка (шалинка). Его носили все, без исключения, женщины, от мала до велика. Соврать на этот счет не дадут и старые фотографии, на которых даже маленькие девочки запечатлены неизменно в косыночках и платочках. В продолжение темы о женской одежде — про традицию носить платок.

lol1518442779

Важное место в традиционном женском костюме гагаузов играет головной убор. Традиция носить одновременно два платка: косынку снизу и  большой черный платок сверху —  сложилась у гагаузов на основе уже имевшихся в задунайском варианте элементов женского костюма.  Там наряду с шапочкой (фес), вокруг которой в давние времена обвивали платок (чембер) в виде чалмы, гагаузки имели и большой платок (мамука), возможно, с бахромой, а также плед (шал) в качестве теплой одежды для пожилых.

lol1518511854

В исследовании М.В.Маруневич говорится, что термин мамука в конце XIX в. уже был утрачен, но чемберы,  носившиеся без феса, сохранились. Фес исчез вместе с другими элементами,  именуемыми Х.Вакарельским «ориенталистскими». С чембером связаны наиболее  старинные для бессарабского периода жизни гагаузов способы повязывания платка (например, анналык), несомненно, являющиеся отчасти продолжением балканских традиций. Способом «анналык» повязывали головной убор пожилые гагаузски Бессарабии.

Интерес представляет анализ существовавших в быту гагаузов Бессарабии в конце XIX века способов повязывания платков. Их было несколько:

на темени (тепендäн, анналык) – женщины пожилого возраста использовали его  постоянно;

перекрещенные под подбородком концы платка заложены под платок – женщины пожилого возраста так повязывали платок в старину. Сохранился у гагаузов запорожской области и отчасти в с. Димитровка Болградского района Одесской области УССР;

над ухом сбоку (мода, намода, влашка) –  так повязывали все женщины и девушки во время работы и дома;

под подбородком (ченä алтында) – так повязывали женщины всех возрастов в теплую погоду, на выход;

lol1518444005

вокруг шеи (бойнудан, дартылы) – так повязывали подростки, девушки, молодые женщины на выход и в холодную погоду.

Платки без бахромы (чембер, касинка, батик) повязывали всеми этими способами, а с бахромой (шалинка) надевали только «бойнудан». Тонкий платок бариз был праздничным даже у зажиточных гагаузок. Он повязывался под подбородком или концы закидывались на спину.

Способом «тепедан» надевали в основном чембер и большей частью женщины пожилого возраста, способом «мода» повязывали обычно легкие белые платки, представляющие собой согнутый по диагонали четырехугольный кусок полотна (батиста) или треугольную косынку (батик, касинка). Батик женщины пожилого возраста повязывали способом «анналык» в случае, когда  поверх него надевали чембер.

Способ повязывания платка «анналык» состоит в том, что нижний платок надевали так, чтобы его концы, перекрещиваясь на затылке и над лбом, образовывали валик вокруг головы. Верхний черный платок, оттопыриваясь на месте прохождения валика, образовывал характерный для гагаузок силуэт. Информаторы рассказывают, что около дома женщины ходили, как правило, в батике с валиком, а верхний платок надевали в случае выхода из дома.

lol1518444883
Подружки часто шили себе одинаковую одежду)

Волосы заплетали девушки в две косы, молодые женщины – в одну косу. Те, кто был  постарше, закручивали волосы сзади в пучок (кукуй) и закалывали шпильками, украшенными бусами, ракушками. Закрепляли волосы и гребнем, который изотовляли из кости сельские мастера. Бусы, ракушки, а также незамысловатый орнамент на гребне, согласно поверью, обладали силой оберега. Сохранение у гагаузов в конце XIX века любопытного обычая заплетать невесте множество косичек говорит о наличии давних аналогий прежде всего с традициями восточных народов, у которых он сохранился до нашего времени. Известно также, что и у болгар девочкам в далеком прошлом заплетали множество косичек. Замужние заплетали обычно две косы, а если больше, то их было обязательно парное число.

lol1518513649

Про платочек (не только носовой) 

На многих старых фотографиях можно увидеть в руках гагаузок маленький платочек — басма. Известно, что каждая девушка должна была вышить такой платок самостоятельно, и это не случайно.  По словам директора Чадыр-Лунгского историко-этнографического музея Стефаниды Стамовой, роль и значение «басмы» в прошлой жизни гагаузов трудно переоценить.

«Платок в свое время играл огромную роль в жизни гагаузов, он был частью различных обрядов и имел определенное значение. Сегодня платок утратил свое магическое значение, сейчас – это утилитарный продукт одноразового пользования. А когда-то в домах наших бабушек и прабабушек хранилось огромное количество различных платков на все случаи жизни.

Их вышивали вручную и тут уж умению и фантазии молодых девушек не было предела. Платочек басма был маленького размера, девушки дарили их своим кавалерам. Платки чуть больше были элементом традиционного наряда каждой девушки.

Экспонаты выставки «Адет басмасы», которую можно посмотреть в музее до конца февраля:

В прежние времена мальчики дергали за платочек понравившейся девочки, выражая таким образом свою симпатию к ней.  Были еще платки «года басмасы», которые использовали в свадебных обрядах и символизировали новую жизнь, новую дорогу.

«Года пешкери», которое вышивала моя бабушка:

SAMSUNG CAMERA PICTURES

Платками обвязывали чотру, они использовались для оформления свадебного флага «байрак». Кроме того, платки служили условной границей между миром живых и мертвых и использовались в похоронных процессиях и поминальных мероприятиях», — говорит Стефанида Стамова, отметив, что в музее хранится небольшое количество старинных платочков.

В пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века носовой платочек был своеобразным украшением любой гагаузской девушки. Декоративный платок нес в себе особую красоту и особый смысл – символ любви и романтики. Узоры вышивались на хлопчатобумажной ткани в три четыре нити, что требовало высокого профессионализма, мастерства и усидчивости. Использование платков в гагаузских обрядах было очень символично.

SAMSUNG CAMERA PICTURES

На этих фотографиях очень редкая вышивка, которой уже почти сто лет. Носовой платочек, который  вышивала моя прабабушка Мария:

SAMSUNG CAMERA PICTURES

А это — уголок «года басмасы», который также вышила прабабушка и который бережно хранит моя мама. Удивительно, что цвета до сих пор сохранились такими яркими. Эту ручную вышивку совершенно не отличить от машинной! И ей тоже уже почти около века!

SAMSUNG CAMERA PICTURES

Одна из любимых фотографий из семейного архива: бабушкина младшая сестра (к сожалению, уже тоже покойная) за вышивкой:

SAMSUNG CAMERA PICTURES

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s