Гагауз с русской душой

Наполовину болгарин, наполовину гагауз, он все-таки по праву чувствует себя русским.

Федор Дулогло, художник, член национального Союза художников Гагаузии, бессменный директор Чадыр-Лунгской детской художественной школы, родился и вырос в Сибири, в глухом шахтерском городке Березовский, что недалеко от Кемерова. Там же окончил школу, получил образование, остлужил в армии, а потом вернулся на родину предков, в смутные времена высланных, подобно многим,  в Сибирь. С тех пор вот уже сорок лет он живет и работает в Молдавии, но безграничная, нежная любовь к России живет в его сердце и поныне.

DULOGLO

От детских рисунков – к холстам

В раннем творчестве работы художника, по его признанию, были буквально пронизаны «русским духом». Красота и величие русских лесов, превосходный колорит и буйство красок российской природы в разные времена года стали отправной точкой в большом творческом пути будущего мастера. Удивительную красоту он умеет видеть повсюду, в самых, казалось бы, привычных и непритязательных мотивах, будь то неказистый  сельский домик, тропинка в лесу или разбитый кувшин.

431303_348153481894343_1355148_n

— Любовь к изобразительному искусству Вам прививали специально или это было что-то свое, внутреннее?

— Увлечение рисованием пошло у нас от мамы. Нас у нее было четверо детей, и в той сибирской глуши ей приходилось нас всех как-то развлекать. Вечерами, бывало, мы садились и просили: «Мама, нарисуй нам лошадку,  нарисуй птичку», и она садилась и рисовала. А мы все заворожено смотрели, как из-под ее руки появляются нехитрые картинки. Это, видимо, были наши первые уроки рисования. Старший брат очень хорошо рисовал, и мне всегда хотелось научиться делать это так же, как он. Наверное, эти детские впечатления и стали причиной моего увлечения, которое впоследствии стало делом всей жизни.

547469_391425910900433_693695181_n

Какое влияние оказала Россия на Ваше будущее творчество?

— Огромнейшее. Я родился в глухой Сибири,  в тайге. Там можно идти десятки километров и не встретить ни одной живой души, ни одного жилища, сплошные девственные леса. И конечно, впечатления от всего увиденного были потрясающие: идешь в тайгу по грибы или по ягоды, а трава  в человеческий рост, и прорубаешься сквозь нее, как в джунглях. Природа там совершенно невероятная. Зима там долгая, первый снег выпадает уже в октябре. А весна там совсем не такая, как здесь. Тут она какая-то затяжная, нудная. А там – как грянет солнце, двухметровые сугробы сходят буквально за неделю, все течет, бурлит, из земли начинают буквально вырываться трава и первоцветы. И все так быстро, стремительно! Потому что лето там короткое, видимо, поэтому все растет очень активно, очень быстро, буквально не по дням, а по часам! Там красота, какую не передать словами. Естественно, это невозможно забыть. И естественно, что эту красоту невозможно не захотеть запечатлеть на холстах.

"Зимнее утро"
«Зимнее утро»

Природа Буджака не так богата красками…

— Да, здесь все другое – природа, масштабы, цвет. Степная зона, здесь и жизнь другая —  медленная, размеренная, спокойная. И цвета – более тусклые, охристые, выжженные солнцем. Но и в этом есть своя уникальная красота.  Я, наверное, как и каждый художник, очень люблю пленэрную живопись – когда пишешь с натуры, непосредственно находясь на лоне природы. Сама природа пробуждает в тебе творческие порывы. Когда ты видишь какой-то невероятный закат или светотеневой эффект, созданный самой природой, ты просто загораешься этим, хватаешь этюдник и буквально выливаешь это на холст.

"Женский монастырь в Чадыр-Лунге", 2014 г.
«Женский монастырь в Чадыр-Лунге», 2014 г.

О современной живописи и мистике

Вставочная деятельность Федора Дулогло ведет отсчет от далекого 1978 года, а первая масштабная персональная выставка состоялась в 2006 году в Кишиневе. С тех пор художник не раз участвовал в выставках регионального, республиканского и международного уровня. Его работы известны в Турции, Украине, США. Художником написано несколько сотен  картин, среди которых пейзажи, натюрморты, этюды, изображение стилизованных образов и форм.

Часто в основе сюжета мастера лежит изображение кошки. «Через образ этого животного можно передать самые разные эмоции, настроение, мироощущение, восприятие действительности. Можно передать чувства, которые иногда не описать словами: добро, теплоту души, уют домашнего очага, верность и преданность или, наоборот,  свободу или независимость. Кроме того, кошка – одно из наиболее мистичных существ животного мира, это тоже можно обыграть в живописи», — говорит автор.

"Ночной фейерверк"
«Ночной фейерверк»

Художественный мир Федора Дулогло захлестывает яркостью цветов и оттенков. Насыщенность композиций символами и образами рождает цепь глубинных ассоциаций – можно рассматривать их по отдельности, читая картины, как открытую книгу, а можно чувствовать полотно интуитивно, находя в нем спрятанное между строк.

Как Вы относитесь к современному изобразительному искусству?

— Вообще-то современные искусствоведы считают, что наше время – это застойный период для живописи, что сейчас нет никаких всплесков, взлетов, чего-то особенного. Но я, например, люблю современное изобразительное искусство. Мне нравится экспрессия нынешней живописи, цветовые отношения, завораживающие пятна, интереснейшие сюжеты, воздушность, передача светотени. Мне нравится реалистическая живопись – широкий мазок, как будто художник просто что-то небрежно набросал на холст, но в то же время ты видишь там какой-то образ, сюжет.

"Мелодия" 2013 г.
«Мелодия» 2013 г.

А как же законы жанра, классика?

— Мне не очень нравится классическая, академическая живопись, когда «засюсюканы», до мельчайших подробностей прорисованы все детали. Конечно, мы все уважаем наследие наших великих предков, живописавших в условиях, когда не было фотографии. Тогда   детали были важны, а сейчас так писать просто не возможно. Это несколько скучно, на мой взгляд. Сейчас все идет от ощущений, от восприятий. Например, художественная фотография сейчас даже может конкурировать с живописью по разнообразию цветовой гаммы, особенно при использовании фотошопа. Но в живописи значение имеет не только цвет, важна и текстура холста, фактура мазка, если в этом разбираться, это просто завораживает.

По-вашему, есть ли у живописи будущее? Или фотография однажды навсегда вытеснит изобразительное искусство?

— Когда-то говорили, что с развитием телевидения театры вымрут. Тем не менее, они существуют и сегодня. То же самое будет с живописью и фотографией. Фотокамера запечатлевает только то, что попадает в объектив. Но восприятие и передача  одного и того же сюжета человеком и объективом фотоаппарата всегда будут совершенно разными. Абстрактное, стилизованное видение художника не сможет повторить ни один даже самый сверхсовременный объектив. Так что не волнуйтесь, живопись была, есть и будет.

Региональный Союз художников, по сравнению с другими аналогичными, достаточно малочислен. Ваше мнение: останутся ли в истории художники Гагаузии?

— Интересный вопрос. Знаете, мы прекрасно отдаем себе отчет, что мы на нашем, местном уровне – вроде бы хорошие художники. А, скажем, в сравнении с широкими кругами, может быть, уже не такие хорошие и маститые. (Улыбается). Тем не менее, может быть, каждый из нас понимает: даже не столь важно, насколько ты талантлив и продуктивен, так или иначе, ты живешь в это время, и ты отображаешь это время через трансформацию своего мозга, передаешь через свое видение. Ты отражаешь настоящее время глазами его современника. Пройдет, допустим, полвека или век, и сегодняшние работы, может быть, с позиции изобразительного искусства будут недостаточно высокохудожественными, но они будут очень ценными и очень дорогими, именно потому, что сохранят в себе отражение навсегда ушедшего времени.

© Наталья Чеботарь

Опубликовано в «Русском слове» в 2014 г.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s