Про гагаузскую свадьбу

У каждого народа свои традиции, это касается и свадебных. Расскажу коротенечко о традиционной гагаузской свадьбе. Жаль, что из бабушкиных рассказов мало что помню, но буду опираться на мамины воспоминания. Она выходила замуж хоть и в 70-х, но все было сделано практически по тем старинным традициям, о которых сегодня пишут в книжках о гагаузах.

mycdn.me
mycdn.me

Итак, заключению официального брака у гагаузов предшествовал длительный период знакомства и дружбы.

Молодежь встречалась обычно на массовых сельских гуляньях (хору), посиделках, на коллективных работах взаимной помощи (межи, ортаклык) , спортивных состязаниях.

Сватовство часто происходило как раз на на месте проведения хору или на посиделках. Разговор между парнем и девушкой в первом случае велись на почтительном расстоянии (2-3 метра) друг от друга, а на посиделках — и вовсе через открытое окно. Старшее поколение осуждало нарушение этих традиций.

На этом снимке как раз и запечатлен такой момент — свидание. Не 2-3 метра, конечно, но и так достаточно непривычно взгляду:

58f
Фото из семейного альбома бабушкиной младшей сестры (семья Курудимовых).

Мне, конечно, сложно было в это поверить, но, по рассказам бабушки, все именно так и было. С момента, когда мой дед сделал ей предложение и бабушку сосватали, до самой свадьбы бабушка с дедушкой «встречались» только через окно или через забор. То есть дед приходил к воротам, но во двор не заходил, а бабушка не выходила на улицу — так и разговаривали, поверх забора.

На этой старой фотографии — чуть ли не провокационный кадр того времени: мои бабушка и дедушка стоят вместе во дворе ее дома. Но все в рамках приличия: они там не одни — с ними бабушкина мама. Молодым не полагалось оставаться наедине до свадьбы. 

бабушка и дедушка до свадьбы1
В родительском доме бабушки.

Договоренность о браке между парнем и девушкой закреплялась их согласием и решением парня отправить сватов к родителям девушки. Решив жениться, парень через одного из старших родственников извещал родителей о своем выборе. В первый же праздник родители парня отправлялись на хору ери, чтобы посмотреть на девушку, интересовались, какими моральными и физическими качествами она обладает, каково ее материальное положение, из какой она семьи и есть ли между будущим женихом и невестой родственные связи.

На обратной стороне фото просвечивает подпись: «Возвращение с хору, 1955 год»:

67f
Фото из семейного альбома бабушкиной младшей сестры (семья Курудимовых).

На этой фотографии видно, что мужчины и женщины преимущественно держались по отдельности даже на таких семейных торжествах, как сватовство, свадьба, крестины и прочих. 

Это свадьба середины 50-х:

гагаузская свадьба (1)f
Мой дед, Степан Иванович, третий слева, бабушка, Мария Павловна, первая слева от невесты.

А это примерно годы 60-70-е, то есть юолее «современная», но мужчины и все так же стоят по отдельности:

46f
В одежде уже очевидная разница. Мой дед — крайний справа, с традиционной чотрой в руках. Бабушка — первая справа во втором ряду.

Как рассказывала бабушка, в ее времена не только фотографировались, но и за праздничными столами сидели тоже так: с одной стороны — только мужчины, с другой — только женщины. Показательное фото с семейного праздника:

дед и прадедf
Первый справа — мой прадед, Тукан Павел, рядом — мой дед, Кывыржик Степан.

Предложение жениха обсуждалось на семейном совете, в который входили также близкие родственники. Вопрос о браке зависел от главы семьи, поскольку остальные ее члены находились у него в экономическом и юридическом подчинении. Да-да, у гагаузов — патриархат. Некоторые семьи живут по его принципам и сегодня, несмотря на то, что на дворе ХХI век.

Видимо, тут посиделки (тут, скорее, «постоялки» 🙂 ) Четвёртая слева — дедушкина сестра, Тудорка. Обратите внимание: все девушки стоят босиком, несмотря на то, что одеты нарядно. Как объясняла бабушка, в то время (примерно 1944-47 гг) обувь была невозможной роскошью и многие попросту ходили босиком. Обувались только когда шли в церковь.

27f

А вот и танцы. На дальнем плане слева — моя бабушка рядышком с дедушкой, как в песне.

гагаузская свадьба (2)f

Если выбранная девушка соответствовала желаемым требованиям, то на семейном совете избирали сваху — красноречивую женщину или свата — смелого, расторопного мужчину. Наиболее удачными днями для сватовства считались суббота и воскресенье. Сват  отправлялся к родителям невесты рано утром или поздно вечером, чтобы остаться незамеченным и избежать позора в случае отказа.

Нередко свату приходилось отправляться к родителям невесты с предложением два-три раза. Даже при положительном отношении родителей невесты к сватам в первый раз им обычно отказывали, чтобы тем самым повысить авторитет невесты.

Войдя в сени невестиного дома, сват первым делом перемешивал кочергой золу в печи. В народе этот обряд объясняют таким образом: «Как загорится жар в печке, пусть таким же удачным будет сватовство».

Очень плохое качество фото (да и мой телефон оставляет желать). Свадьба бабушкиной младшей сестры, Лянки (в центре). По обе стороны от нее — прадед и прабабушка, по краям — мой дед и бабушка:

55f

Зайдя в комнату, сват проводил рукой по печи, проверяя, нет ли на ней трещин, чтобы убедиться в опрятности и хозяйственности избранницы жениха. Разговор о сватовстве был иносказательным: речь заводили о покупке определенного товара (верблюжонка, телочки, ткацкого станка и т. д. ), под которым и подразумевалась невеста.

В случае, если родителей невесты не устраивало предложение жениха, отказ давался в мягкой форме: говорили, что либо дочь возрастом не вышла, либо что ее приданое еще не готово.

При положительном исходе сватовства, договаривающееся стороны назначали день сговора (сёз) . В знак согласия, родители невесты передавали родителям жениха одно из ее платьев для выкройки подарочного платья. Платье невесты являлось своего рода залогом того, что ее сторона не откажется в дальнейшем от брачного договора, а также было символом, выражающим официальное согласие на брак.

А дальше уже были приготовления и собственно свадьба. Играли ее традиционно 3 дня — с субботы по понедельник. При этом, каждая сторона гуляла у себя. То есть после того, как жених приезжал за невестой, ее родственники продолжали праздновать уже без нее. Не было такого, чтобы родственники невесты праздновали вместе с родственниками жениха.

Свадебный экипаж 🙂

d180d0bed0b4d0bdd18f-1f

А это уже более продвинутая версия:

гагаузская свадьба (3)f
Тут тоже дедушкина родня, но, к сожалению, не знаю, кто именно. Обычно во время катания за машиной с невестой возили и ее приданое. Я помню это)) Сейчас так почти уже не делают, конечно)

Бабушка (вторая пара) с дедушкой в числе почетных гостей:

f

А это — свадебный кортеж. По главной улице Чадыр-Лунги (центр), как раз тот участок, где сейчас стоит церковь Казанской Божьей Матери:

гагаузская свадьба 4f

Фото из личного архива и из семейного архива семьи Кывыржик-Тукан.

Реклама

21 comments

    • Здравствуйте! На фото, где жених и невеста на грузовом
      автомобиле- мои родственники, Кожокарь Михаил ( по-уличному «сульти» и Параскева (Паришка булю). Эта Паришка сейчас живет по ул. Крылова. Кожокарь Михаил, жених, брат моего деда по отцу, их было 11 детей в семье.

      Нравится

      • Спасибо большое за информацию! Паришку булю я, конечно, сейчас хорошо знаю, но не смогла узнать на фотографии 🙂

        Нравится

  1. Огромное Вам спасибо,Наталья,за Ваше творчество и отдельное спасибо за фотографии.

    На свадьбе Паришки на переднем плане подросток в кепке-Кывыржик Андрей Владимирович/Демирка Андрей/.

    Нравится

  2. Спасибо вам огромное за подробный рассказ!Моя свекровь Тукан Анна Дмитриевна очень похожа на вашу бабушку и они скорее всего родственницы.она тоже из Чадыр Лунги и фотографий у неё очень много.все идентичны вашим(особенно свадебные).

    Нравится

  3. Deacord. Îs foarte originale tradițiile poporului Găgăuz. Dacă să ne referim la obiceiurile din cadrul nunții, mi-a plăcut dansul cu găina și atunci când se „murdăresc” pe față cu cenușă, luată de „fundul ceaunului”.

    Нравится

  4. Почему свадьба праздновалась отдельно родственниками жениха и отдельно родственниками невесты?

    Нравится

    • Потому что когда-то давно свадьба была не просто поводом для всеобщего веселья, а, скорее, завершением обряда инициации для девушки, символизируя ее отделение от родительской семьи и вступление в семью мужа. Невесту увозили из отчего дома в дом мужа и дальше празднование шло по отдельности. Но на следующий день исполнялся обряд «кормления невесты», когда ее родня приходила в дом мужа на застолье. Это был второй день свадьбы, который давал возможность познакомиться и сблизиться родственникам с обеих сторон. А гуляли свадьбы раньше по три дня, так что познакомиться и подружиться времени было вдоволь 🙂

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s